Победители увидят лучшие практики

Одна из дополнительных возможностей для победителя конкурса им. Выготского – образовательный тур с погружением в реальную практику работы на базе детского сада. Среди других лучших практик, победители смогут увидеть «Технологии эффективной социализации» в детском саду №28 г. Костромы. «Университет Детства» задал несколько вопросов автору методики – Н.П.Гришаевой.

УД: почему сегодняшним детям не хватает навыков социализации?

Н.П. Гришаева: раньше социализация происходила непосредственно, в межличностном общении в разновозрастной среде. Что же изменилось?

Во-первых, исчезли дворы, где общались и играли дети всех возрастов,  

Во-вторых, гаджеты часто заменяют свободное общение и эмоциональный контакт в семье,

В-третьих, дети в саду почти не играют, вся их деятельность регламентирована, время наполнено занятиями, а по вечерам- дополнительным образованием. 

УД: как происходит социализация в детском саду?

Н.П. Гришаева: на сегодняшний день разработаны 14 технологий, каждая из которых решает свою задачу, а их общая задача – социализация, которая невозможна без саморегуляции.

 Дети попадают в специально созданную ситуацию, получают опыт, осмысливают его, и в результате происходит социализация.

УД: что нужно, чтобы технология работала?

Н.П. Гришаева: Дети могут получить опыт только при соблюдении следующих условий:

  • наличие специально созданной предметно-пространственной развивающей среды
  • создание среды «развивающего общения»
  • формирование среды развивающих событий.

Все эти три элемента ведут к получению детьми необходимого для социализации опыта.

УД: как можно научиться применять «Технологии эффективной социализации»?

Н.П. Гришаева: Технологии подробно описаны, издано три книги и готовится к публикации четвертая. Она будет называться «Развивающая диагностика» и выйдет к июню 2020 года.

Нами проводятся как бесплатные, так и платные семинары на базе опорных площадок, например, в нескольких детских садах и школах ГБОУ Школа №1532 г. Москвы, выездные семинары в регионах, вебинары.

Регулярно выходят статьи в различных журналах.

УД: Журнал «Обруч» – информационный партнер конкурса им. Выготского – часто публикует материалы о лучших педагогических практиках, в том числе проводит вебинары и публикует в журналах разработки по «Технологиям эффективной социализации»).

Н.П. Гришаева: Создана Ассоциация «Педагогическое сообщество ТЭС», распространяющая опыт эффективной социализации. В июне 2020 года пройдет 8-я ежегодная конференция, на которую соберется около 300 человек со всех регионов страны.  Это тоже возможность поучиться у педагогов – практиков.

УД: что увидят победители, выбравшие образовательный тур?

Н.П. Гришаева: В детском саду Костромы уже 3 года внедряются технологии эффективной социализации. Коллектив прошел обучение, работает творчески, не просто по предложенному в книгах, а придумывает своё, развивает технологии. Например, в детском саду Костромы можно увидеть «Клубный час» во всех его восьми видах, круги рефлексии и другие реализованные технологии.

УД: Наталия Петровна, спасибо Вам за интересный рассказ и до новых встреч! На сайте конкурса, в разделе «Лучшие практики» можно подробнее познакомиться с технологиями и найти много другой полезной информации. https://konkurs.rybakovfond.ru/