Участвовать в конкурсе могут как педагоги дошкольного образования, так и студенты выпускных курсов магистратуры, бакалавриата и выпускники средних профессиональных учебных заведений, имеющие опыт работы с детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Более подробную информацию конкурсе вы можете прочитать в нашей предыдущей публикации.
А пока предлагаем интервью с экспертом Конкурса — Ольгой Александровной Шиян, которая поделилась с нами своими ожиданиями от Конкурса и мыслями по поводу развития сферы дошкольного образования в России.
Наши детские сады очень различаются по качеству образования. В принципе, так было всегда, но после принятия Стандарта дошкольного образования этот процесс проявился ярче: появилось больше заинтересованных заведующих и педагогов, больше возможностей для детской инициативности, активности. Интересно, что вот эти лучшие сады – они очень непохожие между собой – и это понятно: ведь педагоги, которые работают в них, ориентируются именно на тех детей, с которыми работают, изменяют и придумывают новую среду для них. А вот те сады, которые боятся меняться, часто очень одинаковые, буквально на одно лицо.
При этом детские сады, в которых качество образования объективно лучше, часто никак не выделены – ни статусно, ни финансово. Поэтому будет прекрасно, если конкурс поддержит вот эту активную часть профессионального «дошкольного» сообщества. По прошлогодним результатам конкурса видно, что победило довольно много людей, которые делают образование нового качества. Очень важно, что конкурс поддерживает изменения.
Одна из причин того, что капиталовложений в дошкольное образование, в частности, в строительство зданий нового типа, не так много, как должно быть, связана с тем, что есть иллюзия, будто для детей не так важно, в каких пространствах они проводят время. Но на самом деле сейчас в детских садах пространство устроено так, что оно предполагает очень мало свободы ребенка – и в передвижениях и в выборе активности. Действительно нужны новые архитектурные решения, которые помогут сделать сад открытым пространством. Открытое пространство помогает формировать другое детское сознание, но это требует и других компетенций от взрослых. Передвигаться с маленькими детьми по пространству, где группы открыты, гораздо сложнее, чем если существуют ячейки и рамки, к которым привыкли дети.
Однако, конечно, архитектура – не единственное, на что нужны средства. Есть большие и болезненные вопросы о количестве детей в группах, о соотношении взрослый-ребенок, распределении функционала, о грамотном оснащении детских садов не пластиковыми материалами, а действительно нужным для развития детской игры и мышления оборудованием. Все эти вопросы иногда требуют дополнительных капиталовложений, а иногда – более рационального распределения имеющихся средств.
Существуют очень консервативные традиции. В самой традиционности ничего плохого нет. Плохо там, где традиция работает против детей. Например, в наших садах очень мало участия детей в планировании своей жизни, мало слышен «голос ребёнка», мало произведений, в которых ребёнок может себя выразить – очень часто дети воспроизводят образец. Часто недостаточно времени для свободной игры. Это большая проблема, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы умения выражать себя, свои чувства и мысли, быть в контакте с собой. Важно отметить, что эти проблемы являются обратной стороной благих намерений: ведь ни у кого нет идеи задушить детскую свободу, но взрослые ставят задачу помочь детям освоить культуру. Остается непонятным, как совместить освоение культуры и детское самовыражение, эмоциональный комфорт. И в этой ситуации часто кажется, что освоение норм – задача первоочередная, а возможность создать свой замысел – развернутой игры, проекта или произведения – второстепенная. Эта ситуация уходит корнями в некоторые глубоко укорененные в обществе ценности.
Например, интересные данные по этому вопросу есть в знаменитом социологическом исследовании «Всемирный обзор ценностей», которое идет с 1981 года (Россия в конце 80-х присоединилась к этому исследованию). В частности, оно показывает, насколько у граждан разных стран представлена ценность самовыражения. Так вот, данные исследования показывают, что у российских респондентов ценность безопасности проявлена гораздо сильнее ценности самовыражения. Понятно, что есть исторические причины у такого положения дел, но в настоящее время человек, не умеющий ставить цели и совершать осознанный выбор, никогда не станет ни счастливым, ни успешным.
Проблема состоит в том, как обустроить жизнь в саду, чтобы там было место для детской инициативы и целеполагания. И, кстати, для инициативы и целеполагания педагогов – потому что часто они сами находятся в таких условиях, когда не могут ни выбирать программу , по которой работают, ни менять среду в группе с учетом детских интересов и смыслов и т.д. А если воспитатели не могут проявлять инициативу – они скорее всего не смогут и создать условий для инициативы детей!
Если говорить о зарубежных практиках, то яркой практикой является Reggio Emilia. Она появилась, и как ответ Л. Малагуцци и его единомышленников на травматические события, связанные с тоталитарным режимом в итальянской культуре. Их задачей было создать сообщество, где дети и взрослые почувствуют себя свободными и будут открыты возможности создавать новое. Феномен Reggio состоит в том, что их идеи оказались не национальными, а универсальными, и их подхватили во всем мире. Главное открытие Реджио-подхода – это идея, что ребенок, у которого, по выражению Л. Малагуцци, сто языков, в современном мире, требующем креативности, может стать ресурсом для взрослых. Взрослые могут учиться в некоторых отношениях у детей – их умению играть, свободе воображения и т.д.
В целом, есть некоторые общие тенденции в развитии мирового дошкольного образования. По всему миру детские сады склоняются к так называемой партиципативной педагогике, когда дети участвуют, как активные субъекты в течение дня, в планировании исследований, проектов и событий.
В России есть несколько ярких образовательных подходов, которые при этом практикуются в очень небольшом количестве садов. В частности, можно сказать о ровеснической педагогике Евгения Шулешко. Когда-то у нее было много последователей, а сейчас, после принятия стандарта, можно было бы ожидать всплеска интереса к ней – ведь это технология создания детского сообщества, развития у детей умений договариваться и работать в команде – что может быть более актуальным! Но пока массовой практике ровесничество не известно. Еще в 80-х годах под руководством Леонида Абрамовича Венгера в рамках программы «Развитие» были разработаны очень интересные технологии формирования у детей способностей через освоение наглядного моделирования. Оказалось, что дети уже в дошкольном возрасте могут использовать наглядные модели для понимания и создания чертежей, моделирования историй, составления схем и так далее. К сожалению, эта программа тоже совсем не так часто используется в детских садах. То же можно сказать о программе Е.Е. Кравцовой «Золотой ключик», где в центре стоит развитие детской игры.
Про все эти подходы можно сказать, что они представляют огромную ценность, буквально – новое слово в дошкольном образовании в мировом масштабе, но при этом еще слишком мало востребованы в наших детских садах.
Проблема состоит в том, что сейчас лучшие по экспертным оценкам практики в широком профессиональном сообществе считаются скорее нарушителями традиций. Вот когда произойдет переоценка ценностей и они будут признаны ориентиром для дошкольного образования, развитие качества образования в детских садах по всей стране будет идти гораздо более интенсивно. А для этого нужны грамотные управленческие шаги.
Если те практики, которые сейчас эксперты считают лучшими, будут признаны лучшими (а не чудаками, которые неизвестно зачем нарушают сложившиеся традиции) в широких образовательных кругах
В будущем, количество лучших практик, которые пока единичны, будет увеличиваться. В педагогическом сознании, они должны быть признаны и взяты за ориентир в построении современной системы дошкольного образования. Если такая, то вся система будет развиваться гораздо более интенсивно.
Конкурс им. Л.С.Выготского – первая в своем роде программа, фокусирующаяся исключительно на развитии дошкольного образования и выявлении талантов среди работников сферы. Он нацелен на поиск, поддержку и распространение лучших современных педагогических практик в области дошкольного образования.
Всю информацию о способах подачи заявки и условиях участия можно узнать на сайте Конкурса: http://konkurs.rybakovfond.ru
«Рыбаков Фонд» был основан в 2015 году Игорем и Екатериной Рыбаковыми. Его цель – создание равных возможностей для раскрытия потенциала каждого человека. «Рыбаков Фонд» инициирует и реализует программы, направленные на развитие предпринимательства, образования и третьего сектора. «Рыбаков Фонд» занимается популяризацией и внедрением лучших мировых и отечественных практик в сфере предпринимательства и третьего сектора, создает образовательную мотивационную среду, которая дает возможность каждому максимально реализовать свой потенциал и непрерывно саморазвиваться. Важное направление в работе «Рыбаков Фонда» — интеграция и поддержка региональных инициатив по всем направлениям деятельности. Программы Фонда, в том числе, конкурсные, сегодня охватывают около 80 субъектов России. Подробная информация о деятельности «Рыбаков Фонда» доступна на сайте: rybakovfond.ru