Одна из дополнительных возможностей для победителя конкурса им. Выготского – образовательный тур с погружением в реальную практику работы на базе детского сада. Среди других лучших практик, победители смогут увидеть «Технологии эффективной социализации» в детском саду №28 г. Костромы. «Университет Детства» задал несколько вопросов автору методики – Н.П.Гришаевой.
УД: почему сегодняшним детям не хватает навыков социализации?
Н.П. Гришаева: раньше социализация происходила непосредственно, в межличностном общении в разновозрастной среде. Что же изменилось?
Во-первых, исчезли дворы, где общались и играли дети всех возрастов,
Во-вторых, гаджеты часто заменяют свободное общение и эмоциональный контакт в семье,
В-третьих, дети в саду почти не играют, вся их деятельность регламентирована, время наполнено занятиями, а по вечерам- дополнительным образованием.
УД: как происходит социализация в детском саду?
Н.П. Гришаева: на сегодняшний день разработаны 14 технологий, каждая из которых решает свою задачу, а их общая задача — социализация, которая невозможна без саморегуляции.
Дети попадают в специально созданную ситуацию, получают опыт, осмысливают его, и в результате происходит социализация.
УД: что нужно, чтобы технология работала?
Н.П. Гришаева: Дети могут получить опыт только при соблюдении следующих условий:
- наличие специально созданной предметно-пространственной развивающей среды
- создание среды «развивающего общения»
- формирование среды развивающих событий.
Все эти три элемента ведут к получению детьми необходимого для социализации опыта.
УД: как можно научиться применять «Технологии эффективной социализации»?
Н.П. Гришаева: Технологии подробно описаны, издано три книги и готовится к публикации четвертая. Она будет называться «Развивающая диагностика» и выйдет к июню 2020 года.
Нами проводятся как бесплатные, так и платные семинары на базе опорных площадок, например, в нескольких детских садах и школах ГБОУ Школа №1532 г. Москвы, выездные семинары в регионах, вебинары.
Регулярно выходят статьи в различных журналах.
УД: Журнал «Обруч» — информационный партнер конкурса им. Выготского — часто публикует материалы о лучших педагогических практиках, в том числе проводит вебинары и публикует в журналах разработки по «Технологиям эффективной социализации»).
Н.П. Гришаева: Создана Ассоциация «Педагогическое сообщество ТЭС», распространяющая опыт эффективной социализации. В июне 2020 года пройдет 8-я ежегодная конференция, на которую соберется около 300 человек со всех регионов страны. Это тоже возможность поучиться у педагогов – практиков.
УД: что увидят победители, выбравшие образовательный тур?
Н.П. Гришаева: В детском саду Костромы уже 3 года внедряются технологии эффективной социализации. Коллектив прошел обучение, работает творчески, не просто по предложенному в книгах, а придумывает своё, развивает технологии. Например, в детском саду Костромы можно увидеть «Клубный час» во всех его восьми видах, круги рефлексии и другие реализованные технологии.
УД: Наталия Петровна, спасибо Вам за интересный рассказ и до новых встреч! На сайте конкурса, в разделе «Лучшие практики» можно подробнее познакомиться с технологиями и найти много другой полезной информации. https://konkurs.rybakovfond.ru/